Информация к новости
  • Просмотров: 737
  • Автор: grok1995
  • Дата: 24-10-2011, 04:16
  • 0
24-10-2011, 04:16

Делимся опытом

Категория: Психология » Социальная психология

    Помните, еще у классика (правда не помню какого, почему-то на ум приходит Чехов, подметивший 28 «врачебных типов») есть описание различных поведенческих моделей лекаря:

    Есть такие, что все воспринимают в шутку, вытаскивая пациента из озабоченного состояния (тем самым уже помогая ему). Есть, наоборот, очень строгие и пациент, видя его серьезность – доверяет ему свое здоровье. Есть такие, что «нагонят жути», но потом, когда пациент уже готов ко всему, предлагают «единственно верное лечение» (преодолевая тем самым внутреннее сопротивление). Есть и те, что раздают «поглаживания» направо и налево, «пожиная» успех и популярность.

    Имея в арсенале своего воздействия все эти модели, можно более эффективно оказывать помощь клиенту.

    И мы и клиенты – люди. И как мы «воздействуем» на клиента, так и клиент воздействует на нас (ведь среди них встречаются люди весьма неординарные и образованные). Иногда мы неосознанно можем пойти у него на «поводу» (поиграть в его игру, как сказал бы Берн). И это неполезно, как для терапии, так и для самого терапевта. Поэтому, хотелось бы рассмотреть наиболее часто встречающиеся манипуляции.

     Для чего клиент прибегает к манипуляциям? Иногда это неосознанное следование некому сценарию, иногда – желание «победить» консультанта (обозначить свою значимость и неординарность), иногда – просто нежелание платить за оказанную услугу.

     Наиболее частая манипуляция – игра на чувстве вины: «вы наживаетесь на наших бедах!» Это грубая и примитивная манипуляция, но очень эффективная.

     Другая, не менее эффективная – игра на чувстве долга: «Вы просто обязаны мне помочь, Вы ведь давали клятву Гипократа» (или просто обязаны и все, потому, что можете)!

    Игра на амбициях: «Кроме Вас мне никто не поможет!»

    Игра на чувстве собственной важности с элементом «а Вам слабо?»: «Я уже ко многим обращался(лась), и никто не смог мне помочь?»

    Игра на внутренних страхах: «если бы с Вами такое случилось и некому было помочь?» И тоньше: «не дай бог Вам (или Вашему ребенку – это вообще садист манипулятор) столкнуться с подобным!»

     Игра на сострадании: «я бедный человек, некому мне помочь, неужели и Вы откажете?»

     Игра на чувстве «социальной справедливости»: от примитивного – «это не справедливо!» До изощренного – «Вам никогда не понять таких людей как мы (в смысле, Вам то вон как хорошо живется)!»

     Откровенный шантаж: «если Вы мне не поможете, то…(далее, как правило, угроза что-то с собой делать)». И более тонкий шантаж: «а Вы уверенны, что со мной все будет хорошо, если Вы не поможете?»

     Отметил бы еще дамское кокетство и лесть, как средство воздействия на мужчину.

    Иные играют тоньше. Подмечая характерные черты (особенно социально неодобряемые), включают их в манипуляционный процесс: «я не думал(а), что Вы настолько бессердечны!» «Мне говорили, что Вы жестокий, но я в это не верил(а)».

   Разумеется, Вы можете привести еще кучу «способов воздействия» (что было бы весьма кстати).

   Вот яркий пример «полного набора» манипуляций (вопрос опубликован в общем порядке, доступен для обозрения, поэтому этические нормы не пострадали) http://www.liveexpert.ru/topic/view/132750-pomosh?id=18650.

   Чтобы успешно консультировать необходимо, в первую очередь, проработать в себе вышеописанные «комплексы». Ведь если их нет – невозможно и «зацепить»! Уверен у Вас, мои дорогие читатели, есть свои «фирменные» контрманипуляции – поделитесь, буду благодарен (да и коллегам полезно познакомиться с Вашим опытом)!

    Огромной пользой для самоанализа будет прочтение комментариев к Вашим публикациям. Отнеситесь к этому, как некой «проективной методике»: Какие чувства Вы испытываете, когда читаете «поучения», негативные отзывы, чужое мнение по этому вопросу? К заданию подойдите с «третьей позиции» или просто по-философски. Ведь, как и в любой проективной методике, читатель видит не тот смысл, который заложили в произведение Вы, а, в первую очередь то, что соответствует гештальту самого читателя!


С уважением Кудряшов.                                                Кудряшов Игорь Леонидович         

 

Метки к статье: манипуляции, чувство вины

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
grok1995

24 октября 2011 04:40

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: --
  • Регистрация: 10.10.2011
  • Публикаций: 51
  • Комментариев: 10
автор Кэра


В дополнение темы — нашла интересные статьи о подвидах халявщиков как манипуляторах:

expirience.ru/kak-raspoznat-xalyavshhika/

www.helppsi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=215&Itemid=9

Добавлю еще такой способ воздействия, довольно распространенный в жизни, все больше входит и в сферу интернет-консультирования. Не могу назвать конкретных фраз, но в общем смысл таков: клиент начинает проявлять неистовую заинтересованность в том, что Вы говорите, подакивает, задает кучу вопросов, демонстрирует внимание, начинает казаться «вот клиент, что надо!», а он получил всю необходимую порцию информации от Вас и… пропал. С миру по нитки, что называется. Часто приходится такое наблюдать в магазинах, общественных организациях и т.д. Это любители разного рода «смотрин» — в магазинах смотрят товары, пробуют, проверяют, примеряют, хотя брать их не собираются. Они собирют разные сведения о том, в чем не разбираются сами, чтобы потом, набравшись «опыта» блестнуть знаниями, поучать других.

Другой вариант, наблюдаемый на сайте — пресловутое «заранее спасибо» или «спасибо Вам за Вашу работу и помощь» (могут быть разные вариации), как не откликнуться на такое...

Что касается контприемов — действительно, нужно над ними поработать. Преложу несколько примеров, хотя может резковато, скорее как крайний вариант для отшивания халявщика)

1. «я не думал(а), что Вы настолько бессердечны!» «Мне говорили, что Вы жестокий, но я в это не верил(а)». — «да Вы обо мне еще много чего не знаете!» или «после 5 лет колонии строго режима еще не таким станешь!»

2. «а Вы уверенны, что со мной все будет хорошо, если Вы не поможете?» — «Вам будет намного лучше, если я Вам не помогу»

3. «Вы должны мне помочь» — «Напомните-ка, с каких пор, за что именно и сколько я Вам должен/а»

4. «я бедный человек, некому мне помочь, неужели и Вы откажете?» — «давайте вместе пострадаем, обсудим подробнее, кто из нас несчастнее»

5. «это не справедливо!», «вы наживаетесь на наших бедах!» - советую посетить сайт www.besit.net — там Вас точно услышат!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.